Лидия Капитанова: «Мне нравится работать на адреналиновом всплеске»

Лидия Капитанова: «Мне нравится работать на адреналиновом всплеске»


HeadMade by SHL – это проект о сотрудниках SHL Russia. Предлагаем вашему вниманию интервью с Руководителем отдела маркетинга SHL Russia&CIS Лидией Капитановой.

Выбор профессии

«Я всегда знала, что буду работать в маркетинге. Я отношу себя к поколению Pepsi, которое выросло в момент, когда реклама у нас только начиналась. А стартовала она очень агрессивно, и это невозможно было не заметить. ТВ-реклама, билборды... Они были очень смешные, необычные, подчас безумные и на грани приличия - кто во что горазд. В конце 90-х маркетинга в России в принципе не существовало. Это было нечто очень странное, но манящее, и мне это было близко.

В то время я училась на мировой экономике. Когда у нас был курс по маркетингу, меня зацепило. Я устроилась работать в отдел маркетинга в небольшую производственную компанию, работала в компании, которая проводила маркетинговые исследования, стажировалась у одного оператора сотовой связи. Потом все-таки решила поработать по специальности и устроилась на позицию «Менеджер по импорту». Хватило меня ровно на три месяца: я поняла, что я там просто скукшусь и засохну.



В SHL я пришла совершенно случайно, когда офис в Петербурге только открывался. Нас было двое: я (офис-менеджер) и руководитель офиса. Мне казалось тогда, что для меня это явный шаг назад. И я ничего не знала про методы оценки, но что-то меня явно привлекло. Сейчас могу сказать, что я просто оказалась в правильное время в правильном месте.

Я прошла абсолютно нестандартный путь в SHL. Мне очень хотелось развиваться в маркетинге, меня это жгло, и я приложила все возможные усилия, чтобы это случилось. Оглядываясь назад, могу сказать, что очень люблю нашу компанию за то, что здесь каждый человек может предложить какие-то идеи, которые не просто выслушают, но дадут им ход дальше. И, если ты действительно хочешь и можешь, в тебя поверят и дадут тебе полный карт-бланш. Это очень ценно для меня».

SHL и я

«Если бы на заре моей карьеры в SHL мне сказали, что я буду 12 лет работать в одной компании, я бы подумала: «Вы что, издеваетесь?! Это дикая шутка!» А в результате получилось именно так: длинный путь, много этапов. Я понимаю, как компания работает изнутри - с точки зрения поддержки клиентов, организации продаж. И сегодня я нахожусь в состоянии счастливого человека, который действительно любит то, что делает, и делает это с людьми, которых хочется обнять. Прямо как Слава Полунин :-)

SHL изменил меня с точки зрения людей, которые меня окружают. Для меня большое удовольствие и честь работать с людьми, которые побуждают расти, изменяться и делать больше того, на что ты способен. Это такой вызов себе постоянно, и это очень ценно. Для меня SHL – это не бренд. Это, в первую очередь, люди.

У меня есть ощущение, что для большинства моих коллег SHL – это не просто работа, а образ жизни. Здесь есть неуловимая корпоративная культура, которая, с одной стороны, не дает тебе расслабляться, а с другой стороны – поддерживает. В нашей компании можно и нужно учиться. Сегодня все меняется настолько быстро, что, если ты хочешь быть впереди, нужно садиться на устройство с реактивным двигателем и нестись вперед. Поэтому, даже если ты работаешь в SHL долгие годы – это не профессиональная деформация и не деградация ни в коем случае».

Перевоплощения SHL

«За двенадцать лет работы в SHL я помню девять (!) ребрендингов. Это связано с визуальным изменением бренда, с неоднократными покупками, слияниями, поглощениями. Поскольку в Россию мы вошли на плечах крупных корпораций, которые, по-моему, вообще никогда не ребрендятся, для некоторых HR’ов было странно видеть нас то фиолетовыми, то голубыми, то синими или розовыми… (Я умолчу про изменения названия). Но, на мой взгляд, в нашем случае принцип «встречают по одежке, а провожают по уму» не работает, а происходит как раз наоборот. Нас знают и продолжают знать и уважать именно как мирового лидера в области оценки персонала, и клиентам в общем-то все равно, как мы выглядим, для них главное – наше содержание. А благодаря совокупным усилиям всех наших сотрудников бренд SHL в России только укрепляется каждый год».

Глобальный маркетинг из Петербурга

«Еще один пункт, за который я очень благодарна компании, - это возможность работать из Петербурга. Я очень люблю Москву, но для меня было принципиально остаться в родном городе.
В 2008 году почти никто не работал удаленно, более того, почти никто не делал представительство какой-то функции не в головном офисе. Поэтому отдать маркетинг в Питер - это был такой проход по канату без страховки.

Но все возможно! Сейчас у меня ощущение, что меня опутывают разные коммуникационные устройства, а грань между рабочим и свободным временем совсем стерлась. И с точки зрения удаленной работы, на мой взгляд, получилось полностью синхронизироваться, чтобы это было удобно не только мне, но и моим коллегам.

Мне нравится работать на адреналиновом всплеске, меня это зажигает. Чем больше я отдаю, тем больше в конечном итоге получаю. И если возникают какие-то периоды (почти никогда), когда все спокойно и размеренно, то ничего не остается, как опять нагнать волну. И снова жить в состоянии веселого потока, с чувством постоянного фантомного дедлайна. Я бы не смогла работать со спокойным ощущением – только сталь и огонь!»

Маркетинг в эпоху информационного обжорства

«Когда мы только начинали работать в России, нужно было познакомить людей с оценкой, научить их, объяснить, что так тоже можно и нужно. И постепенно все больше компаний начинают это применять, что очень радует.

Но за последние пять лет время значительно сжалось и ускорилось – из-за технологий, из-за внешних условий. Маркетингом становится заниматься все сложнее. Десять лет назад мы были одними из немногих в нашей сфере, кто в принципе что-то делал в этой области. Сейчас, в эпоху информационного обжорства, все сложнее фильтровать, что можно употреблять, что не нужно, а что попросту вредно. То, что работало вчера, сегодня уже может не работать. Поэтому, если не пытаться постоянно проверять новые гипотезы, способы, каналы продвижения, прогресса не будет. Более того, ты даже не сможешь удержать текущих позиций. И как только человек подумает: «Я все знаю и все умею», вот это и есть деградация.

Огромный плюс в том, что сейчас есть возможность оцифровать свои усилия, понять, что работает, а что нет, и перевести результаты усилий в деньги. И когда ты понимаешь, что то, что ты делаешь, работает, это моменты наивысшего профессионального наслаждения».

Мутация маркетинга

«У меня возникает ощущение, что маркетинг сейчас находится в стадии мутации, и я не могу понять, в какую сторону это заведет. С одной стороны, он переходит в формат «face to face»: очень скоро фантастика станет реальностью, и для того чтобы что-то получить, нужно будет только подумать. С другой стороны, в погоне за вниманием потребителя есть методы, которые нарушают нравственные грани, и в некоторых случаях это может стать последним днем бренда.

На мой взгляд, у маркетологов и пиарщиков должен быть внутренний кодекс чести - понимание, что есть вещи, которые вы никогда не будете делать. Поэтому, с точки зрения новых технологий и огромного количества данных, которые собираются о людях сегодня, очень важно правильно их использовать, постараться сохранить человеческое лицо. Если один раз ошибешься, и ошибешься нехорошо, то в рамках открытого информационного пространства замять, убрать это почти нереально. Рукописи не горят. Особенно в 21-м веке».

Эффективная команда

«Для меня в командной работе важно чувство локтя, когда ты понимаешь, что если оступишься, то тебя поддержат, а не воткнут заточенный томагавк в спину. Без этого эффективной работы не будет.

Если речь идет о работе над проектом, то участники команды должны быть равноправными партнерами. В этом случае все работают на один результат, и каждый может и, в общем-то, должен высказать свое мнение, не получив за это по рукам. Нужна открытость для новых идей, подходов, технологий: если человек не готов делиться своим мнением, делать свой вклад, то ничего и не будет. Ну, и, конечно, нужен небольшой «костер» и чувство юмора. Мне кажется, команда должна жечь».

Оптимист-фантазер

«Я - неутомимый оптимист и почти никогда не сдаюсь, упорство всегда было моим коньком :-) А еще я с детства люблю фантазировать и воображать. Я мыслю образами, перевожу речь в видеоряд, в памяти хранятся тысячи изображений и образов. С детства люблю рисовать и преобразовывать видимую реальность в нестандартный образ. Когда рисую, забываю про время и действительность. А мысли о работе постоянно крутятся в голове, как в параллельной реальности. Это невозможно выключить, даже при желании».

Мой обычный день

«Я стараюсь приходить в офис очень рано. С 6 до 9 утра святое время, когда все еще спят, никто никуда не пишет и не звонит. Это возможность заняться задачами, которые требуют сосредоточенного умственного труда. А после 9:30… телефон практически не замолкает, мессенджеры взывают к ответу, встречи, переговоры, обсуждения. И так целый день.

Я бы сравнила мой рабочий день с управлением ртутью. На самом деле в маркетинге невозможно планировать больше, чем на месяц вперед (и это очень оптимистичный прогноз). Каждый день ты пытаешься упаковать слона в маленькую коробку, зная, что он туда не поместится, но перевезти его все равно нужно. В этом есть свой кайф: ты понимаешь, что вот сейчас еще чуть-чуть, и ты выдохнешь. Немножко выдыхаешь, а потом заново в бой, с шашкой наголо».

Блиц-интервью

Главная ценность в жизни?

Доверие. Уважение и любовь к людям. И однозначно свобода.

Источник(и) вдохновения?

Любопытство и воображение, поиск ответов на вопросы, которые меня волнуют, анализ информации и стремление докопаться до сути вещей. Книги мне в этом помогают с самого детства. Первой большой книгой, которую мне невзначай предложила мама, был роман «Остров сокровищ». И понеслось... Для меня это жажда познания и область мечтаний, когда ты можешь посмотреть на мир глазами другого человека, прожить кусочек чужой действительности. Я не читаю книги, я их проглатываю.

А вообще меня сама жизнь вдохновляет. Ты встаешь, дышишь, у тебя все шевелится - как это может не вдохновлять?

Музыка или живопись?

Живопись под музыку :-)

Бумажные книги или электронные?

Неважно. Но в основном – электронные.

Впечатления или практичность?

Однозначно впечатления. Потому что их нельзя отнять.

Человек или искусственный интеллект?

Не знаю… Я считаю, что искусственный интеллект - это очень перспективно, но смотря в каких руках он в итоге окажется. Главное, чтобы его создатели были людьми, не одержимыми созданием «сверхчеловека».

Если бы вам сказали, что вы можете задать один вопрос любому человеку, кого и о чем бы вы спросили?

Я бы спросила первого человека на Земле, откуда он пришел. 

Вы можете задать вопрос Лидии Капитановой, воспользовавшись формой ниже.

Дополнительная информация

Нажимая на кнопку отправить, я соглашаюсь на обработку и хранение своих персональных данных *