Переосмысление необходимых лидерских качеств в HR

Переосмысление необходимых лидерских качеств в HR

  Кери Монджи, руководитель по развитию бизнеса Африканского направления SHL 

Сфера управления персоналом развивается с течением времени, как и лидеры индустрии, а также их качества и поведение. В статье вы сможете узнать о лидерских качествах, необходимых после пандемии лидерам в сфере управления человеческим капиталом.

По большей части сфера управления персоналом поддерживала и укрепляла организационные процессы, и со временем она стала подталкивать бизнес к стратегическим изменениям. Однако пандемия существенно изменила отношение руководителей отделов управления персоналом к важности оценки лидерских качеств и поведения в рамках их собственных функций, которые были необходимы, чтобы определить способы реализации новых идей в нестабильной бизнес-среде, обеспечивая при этом безопасность и благополучие своих сотрудников. Мне посчастливилось побывать на конференции для директоров по персоналу, которая проходила 17 и 18 марта 2021 года. Мы рассмотрели ряд важных вопросов, связанных с ролью управления человеческими ресурсами в постоянно меняющейся среде.

Большинству организаций пришлось пересмотреть свою деятельность, чтобы скоординировать своих сотрудников и подготовить их к удаленной работе. Это всегда было непросто, поскольку затрагивалось не только решение практических вопросов, но и один из важнейших факторов успеха - изменение особенностей поведения руководителей. Хотя основное внимание было направлено на HR-лидеров, важно понимать, что каждый руководитель так или иначе отвечает за работу сотрудников в организации и, поэтому, на конференции рассматривались вопросы поведения лидеров в целом, не ограничиваясь только функцией HR

Развитие поведенческих характеристик для эффективного руководства

Являясь одним из важнейших слагаемых успеха, развитие лидерских качеств HR вызывает немало вопросов. Например:

  • Как подготовить HR-менеджеров к управлению персоналом в дистанционном формате?
  • Как создать доверительную атмосферу для сотрудников, работающих удаленно?

Для оптимизации и упрощения процесса развития лидерства, HR-руководителям сначала следует понять, какие именно качества могут быть полезны в динамично изменяющейся среде. В каждой организации лидерские качества проявляются по-своему. Несмотря на это, существует определённый набор универсальных лидерских компетенций, позволяющих выстроить подходящую линию поведения. Такие компетенции могут служить ориентиром при оценке и определении того, насколько руководство организации готово управлять в условиях изменений, отвечать на возникающие вызовы и двигать организацию вперёд.

В период после пандемии, когда гибридный формат работы стал реальностью, требуется комплексный и ориентированный на людей подход. Руководители отделов управления персоналом теперь должны будут учитывать различные предпочтения своих сотрудников, чтобы обеспечить им положительный опыт и продуктивность. Для того, чтобы HR-менеджеры могли идентифицировать такие предпочтения, им необходимо использовать всю доступную им информацию.

Какие лидерские качества вам необходимо развивать?

Я убеждена, что описанные далее 4 области лидерства, наиболее полно охватывают все необходимые аспекты поведения HR-менеджера для создания доверительной атмосферы в условиях удалённой и «пост-карантинной» работы. Каждый из следующих типов лидерства опирается на контекст, в котором приходится действовать руководителю.

1)   Эмпатия

Сегодня для лидеров как никогда важно развивать в себе эмпатию. Изменяющаяся среда ставит перед сотрудниками новые задачи, с которыми руководители должны уметь справляться. Например, поддержание баланса между работой и личной жизнью. Для некоторых может быть чрезвычайно сложно выстраивать границы между личным и профессиональным, поскольку теперь дом превратился в рабочее место. Одним из возникших непредвиденных последствий удалённой домашней работы стало то, что сотрудники, вынужденно отвлекаясь на домашние дела, стали «задерживаться» сверхурочно, чтобы поспеть за выполнением всех профессиональных задач. Если руководитель не видит и не понимает, как эти новые проблемы повлияют на его сотрудников, то коллектив под таким руководством скорее всего будет больше уставать, что может негативно сказаться на работе.

2)   Этика

Одно из наиболее важных лидерских качеств, которое необходимо развивать, — это соблюдение этических норм. Руководители, которым присуще такое поведение, с большей вероятностью создадут доверительную атмосферу как для менеджеров, так и для их команды. Недостаточно разработать надежный этический процесс; лидеры должны быть в состоянии претворять его в жизнь и контролировать следование ему.

3)    Обратная связь

Важно, чтобы лидеры были готовы принимать и предоставлять обратную связь, так как это важный стимул открытой коммуникации, которая будет мотивировать сотрудников и укреплять их моральный дух. Способность лидера принимать и давать обратную связь будет выгодной для организации в условиях сложной и динамичной бизнес-среды, в которой мы окажемся с окончанием пандемии. Поскольку мы живем в мире, ориентированном на данные, который может привносить суматоху в работу и снижать мотивацию коллектива, способность честно и целенаправленно убеждать будет ценной для вашей организации.

4)    Сетевое лидерство

Лидеры должны быть сосредоточены на построении, укреплении и управлении отношениями как внутри организации, так и за ее пределами. Сотрудничество по идеям и проектам, а также поддержка коллег и клиентов к концу пандемии станут еще более важными.

Пандемия изменила то, как HR должны смотреть на свою роль. Верно выстроенное поведение может стать одним из элементов успешного лидера в современной деловой среде. Лидерам очень важно выработать подходящее поведение и качества, которые позволят, основываясь на проверенных методиках, подбирать «правильных» людей на нужные роли в организации, которые смогут двигать её вперёд в мире после пандемии.

Ждем Ваши вопросы и комментарии!

Будь в курсе мировых HR-тенденций!