Оценка методом 360 градусов

Оценка 360 градусов — оптимальное решение, имеющее целью сбор данных о каждом сотруднике и о компании в целом для улучшения результатов работы персонала. Во время применения метода оценки «360 градусов» каждый участник проводит самооценку, а также оценивается коллегами, подчиненными и руководителем), а также клиентами, с которыми этот сотрудник непосредственно связан в работе (опционально). Кто именно будет оценивать сотрудника, зависит от цели исследования.

Оценка персонала методом 360 градусов позволяет сравнить оценки, которые сотрудник организации указал во время самооценки, с результатами, зафиксированными его окружением, и сделать необходимые выводы относительно своих сильных качеств и зон развития, а также получить разносторонние мнения о своей работе.

Данные, доступные после проведения этого мероприятия, может также использовать руководитель сотрудника: по результатам опроса он видит сводную информацию о своем подчиненном, на основе которой может предложить ему индивидуальный план развития (PDP).

Этапы оценки сотрудников методом 360 градусов

Метод оценки 360 градусов состоит из нескольких ступеней:

  1. Подготовительная часть. Формирование или выбор анкеты, выбор окружения сотрудника, которое будет участвовать в опросе.
  2. Вводная часть: беседа с участниками мероприятия для объяснения целей и методики опроса.
  3. Опрос участников, подведение итогов и подготовка отчетной документации.
  4. Обратная связь сотрудникам, участвовавшим в мероприятии.

Следует уделить особое внимание этапу обратной связи, вовлекая в этот процесс опытного эксперта, чтобы не допустить досадных оплошностей и провести ее максимально эффективно.

Цели проведения оценки

Оценка по методу 360 градусов проводится для того, чтобы:

  • Сформировать план индивидуального развития сотрудников, участвующих в исследовании.
  • Проанализировать и выявить объем инвестиций в развитие профессиональных качеств того или иного сотрудника.
  • Сформулировать план действий по созданию кадрового резерва.
  • Выявить методы, способствующие успешной работе специалиста, работающие на повышение его стремления работать, вовлеченности в рабочий процесс.
  • Обеспечить лучшее взаимопонимание между работником и руководителем с помощью механизма обратной связи.

Обратная связь, осуществляемая методом 360 градусов, имеет свои плюсы и минусы.

Преимущества метода

Достоинства метода оценки «360 градусов» заключаются в следующем:

  • Возможность объективно оценить сотрудника, рассматривая мнения нескольких участников процесса.
  • Финансовая выгода: возможность проведения опроса усилиями внутренних сотрудников.
  • Равноправие участников: в опросе не только руководитель «рисует» профессиональный портрет подчиненного, но и подчиненный высказывает свою позицию относительно работы руководителя.
  • Безымянность участников: сотрудники сохраняют режим анонимности, что позволяет свободно выражать мнение.

Ограничения метода:

  • Нельзя применять для таких изменений в работе сотрудника, как перевод, увеличение дохода, увольнение.
  • При применении метода речь идет о компетенциях работника, не включая его успешные результаты.
  • Происходит оценка только признаков, актуальных на данный момент, без предвидения дальнейшего развития ситуации.
  • Воздействие самостоятельной оценки сотрудника на итог опроса (если самооценка завышена или занижена, данные исследования могут не обладать 100%-ой достоверностью).

Для снижения влияния слабых сторон методики рекомендуется совмещать «360 градусов» с такими методами, как проведение ассессмент-центров, интервью, наблюдение, прохождение тестов способностей (числовой тест, вербальный тест и др.).

Оценка сотрудников методом 360 градусов будет эффективна в случаях, когда:

  • в компании применяется демократический стиль работы;
  • руководство приветствует выполнение работы командой, совместными усилиями;
  • большинство сотрудников работают продолжительное время;
  • в компании развита корпоративная культура;
  • благоприятная атмосфера в коллективе.
«360 градусов»: метод оценки от SHL
Специалисты SHL разработали инструмент — опросник «360 градусов», с помощью которого проводится эффективная оценка компетенции как отдельного сотрудника, так и команды специалистов. По итогам применения опросника будут выявлены оптимальные варианты дальнейшего развития сотрудников, учитывая области ограничения и направления развития компетенций.

Вы можете привлечь к организации и проведению опроса методом «360 градусов» команду экспертов SHL или выполнить исследование самостоятельно, в режиме онлайн, с помощью системы SHLTOOLS.
Опросник 360 градусов
Результаты, полученные по итогам прохождения опросника, интегрируются и сопоставляются для определения сильных сторон и областей для развития сотрудника, а также с целью выявления важнейших расхождений между показателями самооценки и оценки другими группами.
Передача технологий: Обратная связь методом 360 градусов
Прохождение семинара обеспечивает более глубокое понимание метода оценки «360 градусов», однако не является обязательным для подключения и использования этого инструмента в системе онлайн-тестирования SHLTOOLS. Подключение возможно после прохождения бесплатного брифа.
Сопутствующие услуги
"Применение метода 360 градусов"
Спасибо за участие в вебинаре!
SHLab: исследования и разработки
Лаборатория уникальных решений для бизнеса SHLab SHL Russia запустила новый бренд – лабораторию уникальных решений для бизнеса SHLab. В состав лаборатории входит команда экспертов-разработчиков современных методик оценки персонала для решения самых сложных HR-задач, учитывающих индивидуальные особенности организаций.
SHLTOOLS 3.0
Онлайн-система оценки кандидатов SHLTOOLS 3.0 Онлайн система SHLTOOLS 3.0 совмещает в себе лучшие достижения в области оценки персонала и передовые технологии, что гарантирует большую скорость, эффективность и безопасность оценки.
Оценка HiPo
Компании, всерьез заинтересованные в успешном развитии бизнеса и нацеленные на долгосрочное процветание, знают секрет эффективной работы. Их ключевой капитал – это персонал. Однако основная причина успеха – не просто персонал компании, а специалисты с высоким потенциалом – HiPo (High Potential). Согласно исследованиям в области HR, один такой сотрудник по своей ценности и вкладу в успех компании сопоставим с двумя обычными специалистами, поэтому развитие такого сотрудника – приоритет номер один, в том числе в плане обучения.

Основные тенденции и модели поведения HR-специалистов в условиях нарастающей диджитилизации бизнеса, мнение Ирины Зариной, Генерального директора CEB SHL в Росии и СНГ.
"АО "Мерседес-Бенц РУС" благодарит компанию SHL Russia за успешное сотрудничество в области оценки персонала.

Рекомендуем компанию SHL Russia как надежного и высокопрофессионального партнера."
Ирина Галушко. Начальник отдела подбора и развития персонала "АО "Мерседес-Бенц РУС"

Оставить заявку на получение демодоступа

Эти и многие другие компании уже используют платформу SHLTOOLS. Присоединяйтесь!