Мотивация — значимый фактор, от которого зависит эффективность работы отдельного сотрудника и всей организации, иными словами, мотивация – это совокупность и система определенных индивидуальных показателей, обеспечивающих результативность трудового процесса работника. Эффективное управление персоналом в организации невозможно без верно выстроенной мотивационной системы. Мотивированный сотрудник стремится к повышению уровня своего профессионализма, развитию имеющихся и приобретению новых знаний и навыков — все это положительно сказывается на успешной деятельности предприятия. Поэтому для HR-менеджеров или руководителей, которые стремятся привести управление компанией к высоким показателям, важно понимать, от чего зависит профессиональная мотивация кандидата и персонала: какие причины, объективные или субъективные, способствуют повышению вовлеченности персонала, а какие — напротив, снижают ее.
Для того, чтобы выявить степень заинтересованности работников в достижении результатов, существует такая методика, как оценка мотивации персонала.
Цели оценки мотивации персоналаОтбор и использование подходящего метода оценки мотивации сотрудников помогает обнаружить проблемные места в общей структуре управления, связанные с неудовлетворенностью работников, то есть там, где трудовая мотивация отсутствует или ее степень недостаточно высока, и принять меры по их устранению. Также важными задачами, которые стоят перед таким мероприятием, как оценка системы мотивации персонала, являются:
- подробный анализ состояния системы мотивации труда;
- оценка эффективности мероприятий, призванных стимулировать персонал на предприятии;
- поиск возможностей, благодаря которым увеличивается мотивация персонала;
- создание системы действий для решения проблем, возникших в ходе использования метода;
- отбор и анализ управленческих решений для совершенствования системы управления персоналом;
- контроль выполнения мероприятий, направленных на улучшение мотивационного состояния компании.
Грамотное управление мотивацией персонала и организация мероприятий по её оценке позволит избежать многих проблем, влияющих на успешное ведение бизнеса, таких как: текучесть кадров, низкий уровень профессионализма персонала, неудовлетворительные результаты деятельности, неблагоприятный климат в компании и др.
Инструменты оценки мотивации работниковДля оценки мотивации персонала используется множество теорий мотивации, которые можно разделить на две большие группы:- Факторные теории, то есть, те, в которых производится оценка факторов, благодаря которым достигается мотивация персонала (теории А. Г. Маслоу, Ф. Герцберга, Д.К. Мак-Клеланда, Дж. Аткинсона.
- Процессные теории, объясняющие связь такого явления как мотивация сотрудников с их поведением (работы В.Врума, Дж.С. Адамса.
Несмотря на большое количество исследований в данной области, до сих пор не существует единого определения понятия «мотивация», и зачастую HR-специалистам или руководителям организаций сложно разобраться во множестве методик оценки, как, например, профессиональные опросники или проведение интервью, и выбрать тот, который позволит эффективно развивать персонал компании.
Для того чтобы процесс анализа мотивации был понятен и доступен, специалисты компании SHL разработали эффективные методики оценки на основе системы имеющихся теорий — профессиональные опросники, к семье которых относится мотивационный опросник. Он позволяет оценить индивидуальные особенности людей с точки зрения побуждающих к действиям факторов.
Мотивационный опросник удобный и эффективный метод для использования в профессиональной сфере. Он отвечает основным требованиям к инструментам подобного рода:- Универсальность методики. Опросник учитывает различные аспекты, которые влияют на профиль мотивации человека во время работы.
- Прозрачность. В опроснике используются ясные конструкты, без применения сложных узкопсихологических структур.
- Соответствие опросника сфере работы.
- Доступность. Опросник наряду с психологами могут использовать как инструмент сотрудники кадрового отдела и менеджеры после прохождения соответствующего обучения.
- Задания опросника соответствуют психометрическим принципам.
Оценка мотивации персонала с помощью мотивационного опросника дополняет другие методы оценки: тест, интервью, центр оценки. Кроме того, благодаря вопросам опросника и ответам на них работник может получить необходимую информацию о своих ценностях и целях, и эффективно применять полученные сведения в своей профессиональной деятельности.
Применение мотивационного опросника:- консультирование по развитию карьеры
- отбор высокопотенциальных сотрудников
- управление мотивацией и вовлеченностью сотрудников
- Мотивация кандидата
- развитие менеджерских компетенций
- формирование и развития команд
- распределение функциональных обязанностей работников
- управление мотивацией для повышения эффективности работы
- построение системы наставничества
- Деятельность по изучению организационной культуры и ценностей