Татьяна Андрианова: «Мне интересно, когда клиенты задают каверзные вопросы»

ГлавнаяО компанииСтатьи и публикацииHeadMade by SHL: проект о сотрудниках SHL RussiaТатьяна Андрианова: «Мне интересно, когда клиенты задают каверзные вопросы»
Татьяна Андрианова: «Мне интересно, когда клиенты задают каверзные вопросы»

HeadMade by SHL – это проект о сотрудниках SHL Russia. Предлагаем вашему вниманию интервью с экспертом в области оценки персонала, Руководителем филиала SHL Russia&CIS в Санкт-Петербурге Татьяной Андриановой.

Выбор профессии

Мой профессиональный путь начинался в Казахстане, в компании DHL. Буквы в названии очень созвучны с SHL, и можно сказать, они меня преследуют на протяжении уже более 20 лет :-)

В сферу HR и консалтинга меня привела довольно извилистая дорога. Много лет моя работа была связана с клиентами – от специалиста до директора департамента по работе с клиентами, и появился большой интерес попробовать себя в качестве бизнес-тренера в этой области. В результате я объехала почти весь Казахстан, проводя тренинги. На тот момент у меня уже была большая практика, было чем поделиться.

Мой переход в HR как таковой совершился, когда я попала в HR-департамент банка и проработала там полтора года в качестве корпоративного тренера и руководителя отдела подбора и обучения. А затем появилось рекрутинговое агентство с сообщением, что SHL выходит на рынок Казахстана и ищет руководителя-представителя. Я о компании SHL ничего не знала до этого момента, оценкой напрямую не занималась и, в принципе, сталкивалась с ней только в виде ежегодной оценки своих сотрудников.



Так получилось, что в SHL я попала магическим образом. Конечно, я прошла тесты SHL и интервью (тут никакой магии нет :-)). Но финальное решение откладывалось, прошло несколько месяцев. И когда я собиралась в отпуск с дочкой, раздался звонок: SHL хотят еще раз меня пригласить. Узнав, что я собираюсь в Москву, хедхантеры из агентства очень обрадовались и попросили заехать в офис SHL «поговорить». В итоге я приехала в московский офис вместе со своим 8-летним ребенком. Пока дочь уплетала огромное мороженое «от SHL», я успела пройти финальное интервью с генеральным, коммерческим и финансовым директорами. Так я попала в SHL. И я здесь уже 10 лет».

Алматы – Петербург

«Чуть больше пяти лет я руководила представительством SHL в Казахстане. Когда я пришла, в офисе в Алматы уже был один сотрудник. А помогала открывать офис в Казахстане Ирина Зарина. Я подключилась, когда оставался буквально месяц до открытия. Полным ходом шла маркетинговая активность, и будущих клиентов приглашали на конференцию в честь открытия.

На мои плечи легли продвижение, продажи, консалтинг, R&D - все. Я была и остаюсь, по сути, универсальным солдатом в SHL: много знаю и могу делать почти все. Приходилось курировать совершенно разные проекты, а также административную часть. При этом я никогда до этого не руководила отдельным предприятием, офисом или филиалом, и сначала, естественно, было сложно. Но оказалось, и это можно постичь. В Казахстане запустить офис и выйти на прибыль удалось буквально на второй год, достаточно быстро.



А потом поступило предложение возглавить офис SHL в Петербурге. Это вполне объяснимая ситуация для компании, у которой есть разные локации и всем знакомый сотрудник с похожим опытом, который доказал свою эффективность. Казалось бы, все просто: пазл сложился, и есть возможность попробовать себя в новой среде. Но это на поверхности: помимо компании, есть еще личная, семейная сторона, и это было достаточно серьезное решение, которое пришлось принимать всей моей семье. В результате все это вылилось не просто в мою релокацию в офис в Петербурге, а в процесс самой настоящей эмиграции: переезда в другую страну, смены гражданства и прочих непростых вопросов. И я искренне благодарна нашей компании и коллегам, которые очень помогли мне в этом долгом и сложном процессе».

Оценка талантов

«Мне всегда было интересно поведение людей. Я вообще постоянно анализирую поведение (в том числе свое), иногда даже пытаюсь отогнать это от себя, порой это сильно мешает. Но знание людей помогает и в жизни, и, тем более, в оценке. Наверное, это мое увлечение и привело меня в обучение и оценку. Кроме того, в сфере консалтинга и тренинга есть возможность свободы действий, возможность себя реализовать. Это очень интересно и ценно для меня».

Особенности HR на рынке B2B в Петербурге

«Если сравнивать с Москвой, в Петербурге большую часть наших клиентов составляют производственные компании. В меньшей степени – FMCG, торговые сети. На производстве решения принимаются зачастую чуть медленнее, это связано с особенностями закупок и другими нюансами. Но с другой стороны, они более стабильны, чем, например, торговые компании, у которых все меняется очень быстро.
Большой пласт компаний в Петербурге - предприятия государственного сектора, которые находились здесь еще с советских времен. IT сфера тоже сильно набрала обороты.

В целом компании сегодня понимают, что надо как-то сокращать время и расходы. Поэтому все большим трендом становятся онлайн-оценка и онлайн-инструменты. Сегодня запрос больше на обучение и на передачу технологий, компании стараются все делать своими руками».

Работа с клиентом

«Я люблю не столько продавать, сколько проводить переговоры. Мне вообще интересны какие-то нестандартные ситуации, когда клиенты задают каверзные вопросы. Меня бодрят ситуации вызова: когда «что-то пошло не так», когда нужно собраться и принять нестандартное решение.

И еще мне очень интересен проектный менеджмент, важно видеть весь цикл - от первого контакта до момента реализации проекта, обратной связи и поддержания отношений. Когда у клиента все складывается, от начала и до конца, когда проект пошел удачно, и есть результаты, тогда это закладывает перспективу на будущее.

В основном у нас цикл продаж достаточно длинный, есть проекты, которые мы продаем годами. Сначала долго обсуждаем, потом клиент уходит, ищет бюджет, или что-то еще происходит (меняется руководство или планы). Потом возвращается, и все начинается заново. Поэтому у нас есть большие проекты, которые обсуждаются в среднем не менее полугода».

Главные качества руководителя

«Я думаю, что, прежде всего, это умение принимать решения и брать на себя ответственность. Это определяет роль любого руководителя. Если говорить про филиал, то это некая автономия, и нужно самому решать иногда достаточно сложные и разноплановые вопросы. Если начальник отдела решает их только в рамках своей сферы, то здесь широкий спектр вопросов, начиная от административных, финансовых и заканчивая маркетингом и консалтингом.

Остальное - это управление людьми: взаимодействие, умение не только подобрать команду, но и направить ее, сохранить, удержать. И, наверное, здесь результаты говорят сами за себя - в Казахстане у нас достаточно долго работала команда, и в Петербурге люди уже были до меня и остаются, много лет здесь работают».

Самое ценное в людях

«Для меня в людях важна человечность и открытость. Особенно в наш век мобильных технологий и социальных сетей эти качества становятся, к сожалению, очень редкими. Я за живое человеческое общение, за офлайн, этого сейчас стало сильно не хватать. И еще мне очень импонирует в людях тонкое чувство юмора, особенно когда это не задевает других – это редкое качество.

Еще я очень ценю партнерские отношения в бизнесе: важно быть на равных с человеком, с которым я взаимодействую в профессиональном плане. И очень ценно, когда есть чему поучиться у другого человека, когда общение обогащает».

Чувство юмора и немного дипломатии

«Сложно про себя говорить. Мне интересны люди в любых смыслах, и я надеюсь, что умею находить к ним подход. По крайней мере, я пробую это делать много лет. Как сказал один клиент: «У Вас врожденное чувство дипломатии». Ну, и говорят, что у меня есть чувство юмора :-) 

И еще я ценю качество и профессионализм - во всем, для меня это важно. Иногда мне это помогает в работе, иногда очень сильно мешает, потому что я к каким-то деталям могу придраться. Я не считаю себя методичным человеком, но мне важно, чтобы работа была сделана профессионально, в том числе визуально, чтобы это было очень качественно. И, в общем-то, я это от людей требую».

Блиц-интервью:

Главная ценность в жизни?
«Мы здесь для того, чтобы стать воспоминаниями наших детей» (из к/ф «Интерстеллар»). Эта фраза очень во мне откликается.

Источник(и) вдохновения?
Они очень разные – все зависит от настроения и даже времени года. Люблю природу, открытые пространства и укромные уголки, где можно насладиться тишиной. Люблю все английское - литературу, музыку, фильмы и сериалы. Когда-то The Beatles вдохновили на изучение английского языка :-) Часто слушаю джаз, особенно классический – Луи Армстронг, Элла Фитцджеральд, Нина Симон – обожаю сильные и необычные голоса.

Музыка или живопись?
И то, и другое. Для меня это разные каналы восприятия совершенно. Я бы тут не выделяла ничего.

Бумажные книги или электронные?
Однозначно бумажные. Запах бумаги, ощущение того, что буквы становятся живыми, помимо смысла, который они передают. Электронные книги мне сложно читать.

Впечатления или практичность?
Я вообще такой маргинал, все время на грани, как бы странно это ни звучало. Иногда хочется впечатлений, иногда практичности в чем-то. Склоняюсь больше к впечатлениям, но они быстро заканчиваются, к сожалению.

Человек или искусственный интеллект?
Я за человека. Творчество у нас не отнимешь. От искусственного интеллекта уже никуда не денешься, но я отношу себя к людям, которые считают, что человек победит искусственный интеллект.

Если бы вам сказали, что вы можете задать один вопрос любому человеку, кого и о чем бы вы спросили?
Я никогда не задавалась этой мыслью. Наверное, не хотелось бы ничего спрашивать, а просто попасть на концерт Битлз – воочию увидеть это сумасшествие. Ну и вообще в 60-е - эпоху оттепели и рок-н-ролла.
А вот Петру I можно было бы задать вопрос – как насчет того, чтобы «прорубить окно» где-нибудь поюжнее, на Черном море что ли?…

Вы можете задать вопрос Татьяне Андриановой, воспользовавшись формой ниже.