Универсальная модель Universal Competency Framework (UCF)
Что такое Универсальная модель компетенций UCF?
Универсальная модель компетенций UCF - это структурированный набор поведенческих конструктов, который создаёт логичный и удобный фундамент для понимания, измерения и оценки поведения людей в рабочих ситуациях, а также прогнозирования того, насколько они способны достичь успеха на конкретной должности и при определённых условиях работы.
Модель компетенций UCF – это важный шаг вперёд по сравнению с существующими, общепринятыми подходами в области моделирования компетенций и оценки, основанной на компетенциях. В недавнем прошлом организации использовали компетенции только в формате справочников, включающих до 60 компетенций, из которых компании выбирали для себя те, которые считали наиболее значимыми. Для сравнения: модель компетенций UCF обеспечивает более структурированный подход, основанный на фактических данных (см. Bartram, 2005).
Модель охватывает все сферы применения компетенций в бизнесе:
● Стандартные модели компетенций от SHL , в том числе Модель менеджерских компетенций PMC (Perspectives on Management Competencies), Модель менеджерских компетенций IMC (Inventory of Management Competencies), Модель компетенций для сферы продаж и работы с клиентами CCCI (Customer Contact Competency Inventory), Модель компетенций для оценки и развития руководителей DDA (Directors Development Audit), а также Модель компетенций для производственного персонала WSCI (Work Skills Competency Inventory)
● Модели, созданные другими компаниями-разработчиками (например, Hay, PDI, DDI, MCI, Lominger)
● Модели, разработанные внутренними силами клиентов и для наших клиентов.
Элементы Модели
Универсальная модель компетенций UCF разделяет следующие понятия:
● «Компетенции»: каждая из которых определена как совокупность желаемого поведения.
● «Потенциал к проявлению компетенций»: индивидуальные качества необходимые для того, чтобы демонстрировать требуемое поведение.
● «Требования»: ожидания насчёт того, каким образом людям необходимо вести себя в рабочих ситуациях. На деятельность человека в рабочей среде и его способность демонстрировать требуемое поведение влияют не только полученные инструкции (т. е. конкретные задачи, поставленные линейным менеджером), но также факторы ситуации и контекст работы. В идеальном случае, такие требования должны отталкиваться от стратегии организации и профиля компетенций, отражающего требования к данной должности.
● «Результаты»: фактические или целевые результаты поведения, которые определяются явно или косвенно самим сотрудником, его непосредственным руководителем или организацией.
UCF - это целостная модель компетенций, которая может применяться на всех этапах, от анализа работ до любых задач оценки на каждом этапе жизненного цикла сотрудника в организации.
Модель состоит состоит из трех иерархических уровней:
Первый уровень содержит 8 общих кластеров, которые представляют общие категории поведения;
Второй уровень представляет собой набор из 20 компетенций, которые отражают более детальное строение каждого из 8 общих кластеров и обеспечивают более детализированное описание поведения;
Третий уровень содержит 112 компонентов, которые представляют собой высоко-детализированное описание 20 компетенций.
Дополнительные материалы включают пункты опросников, привязанные к элементам модели, поведенческие индикаторы, описания терминов на повседневном языке, рекомендации по индивидуальному развитию, примеры релевантных рабочих задач и пр.
Все стандартные модели компетенций, разработанные SHL, опираются на 112 базовых компонентов UCF.
Универсальная модель компетенций UCF широко применяется крупными компаниями-клиентами для разработки собственных корпоративных моделей компетенций. Она также используется для проведения мэппинга существующих моделей компетенций клиентов.
Определение компетенций при помощи конструктора UCF позволяет достаточно оперативно определиться с критериями для предстоящего проекта по оценке персонала, в содержании которых возможно некоторое отображение специфики конкретной компании или уровня должности.
Преимущества использования Универсальной модели компетенций UCF:
● Возможность быстро и эффективно разрабатывать кастомизированные модели компетенций на основе стандартного набора компонентов; каждая новая модель лежит на крепком и понятном фундаменте.
● Навыки и опыт отдельных консультантов перестают быть «узким местом». Процессы, прежде зависевшие от конкретного человека, сейчас в большей степени опираются на структурированные обобщенные данные, что обеспечивает более единообразный, упорядоченный и высококачественный результат для компаний-клиентов.
● База данных UCF охватывает все новые модели компетенций, что обеспечивает возможность для сравнения моделей компетенций по должностям и отраслям экономики.
● Мы создали средство разработки корпоративных моделей компетенций, которые опираются на общий, универсальный фундамент.
● Универсальная модель компетенций UCF – основа для разработки новых продуктов и решений, к примеру, Модели корпоративного лидерства SHL (см. Bartram, 2002), Модели цифровых компетенций и др.
● В последнее время были выпущены стандартные психометрические отчёты, использующие компетенции модели UCF, например, отчет с развивающими действиями и отчет для проведения интервью по компетенциям.
● Наличие концептуальной связи с нашими инструментами оценки позволяет нам не только предлагать клиентам качественные и глубоко проработанные модели компетенций, но и оценивать потенциал к проявлению компетенций из корпоративных моделей на основании результатов прохождения стандартных опросников и тестов.
Что ещё важнее – каждый компонент из базовых поведенческих компонентов связан с инструментами оценки SHL (Профессиональным Личностным Опросником OPQ32, тестами способностей, мотивационным опросником и др.) Эти концептуальные связи позволяют нам разрабатывать инструменты и процедуры оценки, которые в полной мере соответствуют модели компетенций, созданной нами для наших клиентов, или уже существующей модели компетенций клиента, которая сопоставляется с Универсальной моделью.
В период с 2001 года модель компетенций UCF была использована для создания 403 новых моделей для 117 клиентов с участием 299 консультантов SHL из 24 стран. В большинстве случаев модель UCF применялась, чтобы помочь крупным клиентам в разработке собственной корпоративной модели компетенций, интегрированной в процессы управления организации. Модель UCF позволяет быстро и эффективно создавать специально разработанные модели компетенций на основании стандартного набора компонентов. Модель компетенций UCF позволяет меньше полагаться на навыки и способности отдельных консультантов или сотрудников и обеспечивает более упорядоченный, высококачественный результат для компаний-клиентов.